Полуостров спасают от лучевой болезни

Только что в Твери завершилось изготовление четырех вагонов, предназначенных для транспортировки контейнеров с ядерными отходами. Это событие напрямую связано с ядерным благополучием на российском Севере, поскольку в вагонах предполагается перевозить отработанное топливо с атомных подводных лодок Северного флота.

Принимать работу приехали замминистра Минатома Валерий Лебедев и статс-секретарь Министерства иностранных дел Королевства Норвегии Эспен Барт Эйде. Дело в том, что заказ выполнялся в рамках российско-норвежского проекта, направленного на нормализацию экологической обстановки на Кольском полуострове.

Более сотни списанных атомных субмарин, ржавеющих у причалов Мурманска и Архангельска, представляют нешуточную угрозу для всего Арктического побережья. Через какой-нибудь десяток-другой лет ядерная скверна может оказаться в водах северных морей. Северного соседа России - Королевство Норвегию - крайне беспокоят и территории бывших военных баз с брошенными без должного присмотра радиоактивными отходами, а также ситуация с текущими хранилищами на действующих объектах. Чего только стоит ручеек, несущий свои воды прямо в Андрееву губу Баренцева моря, вытекающий из так называемого здания N 5 - хранилища ядерных отходов...

- И все-таки обстановка на Кольском полуострове начинает меняться к лучшему, - заявил замминистра Минатома Валерий Лебедев. - Если в 1998 году мы разгрузили 4 атомные подводные лодки, то в прошлом году уже 8. В нынешнем же году будут разгружены 18, при этом реакторные отсеки шести АПЛ уже пусты, а седьмая стоит под краном.

Такие темпы стали возможны благодаря содействию западных партнеров. Сегодня только в рамках норвежско-российского сотрудничества осуществляются десять проектов. Это строительство и ввод в эксплуатацию тех самых железнодорожных вагонов, в которых отработанное ядерное топливо АПЛ будет доставляться в Челябинск на переработку, создание для доставленного груза на комбинате "Маяк" промежуточных хранилищ. Планируется вывод из эксплуатации в Андреевой губе хранилищ отработанного ядерного топлива и строительство нового временного - для твердых радиоактивных отходов. И даже сооружение специального судна для транспортировки морем того же ядерного топлива.

Как пояснил Валерий Лебедев, российская сторона занимает в международном сотрудничестве отнюдь не пассивную позицию. К примеру, Минатом взял на себя почти 60 процентов затрат по изготовлению вагонов. Денежный вклад российской стороны по ликвидации ручья в Андреевой губе - а принято и такое совместное решение - в два раза превзойдет норвежский. На две трети атомное ведомство РФ и Министерство обороны профинансировали изготовление контейнеров для использованных топливных сборок с АПЛ, изготавливающихся на питерском ОАО "Ижорские заводы". Еще один плюс - в осуществлении международных проектов принимают участие исключительно российские специалисты и предприятия.

Хотя в деле спасения Кольского полуострова не все идет без сучка и задоринки. Как уже сообщала "Смена", в мае Госатомнадзор РФ (ГАН) вынужден был отозвать лицензию на изготовление контейнеров у "Ижорских заводов". А все потому, что Минатом заявил, что безопасность изделий должен освидетельствовать не гражданский, а военный надзорный орган. Тогда ГАН и отозвал свою лицензию у завода - как можно лицензировать деятельность предприятия, продукцию которого ему даже не хотят показывать?

Подобный шаг имел драматические последствия: США, Великобритания, Норвегия, а также другие страны, участвующие в проекте, прекратили его финансирование. А это значит, что производство емкостей, в которое должно перегружаться отработанное топливо с лодок, оказалось заморожено. В нынешнем году контейнеров должно быть изготовлено 36, только в этом случае удастся освободить запланированные 18 АПЛ.

Однако Минатом готов исправить ошибку. Как сообщил Валерий Лебедев, в правительстве РФ уже состоялось совещание, на котором перед атомщиками поставили задачу урегулировать конфликт в трехнедельный срок.

- Нас пока устраивают темпы, которыми развиваются проекты, - говорит статс-секретарь МИД Норвегии Эспен Барт Эйде. - Но хотелось бы, чтобы все работы шли под контролем независимых надзорных органов, поскольку все государства-участники заинтересованы в максимальной безопасности.

Специфическая ситуация складывается и по ручью в Андреевой губе. Правительство Норвегии выделило 20 миллионов крон на ликвидацию загрязнения. Хотя до сих пор об опасности имеет возможность судить только... по фотографии. На сам объект норвежских экспертов не пускают! И это несмотря на то, что военные и Минатом осведомлены об условиях - средства иностранного партнера пойдут в дело только после визита на место. Военные не решаются, ручей журчит, а кроны томятся на банковских счетах...

Лина ЗЕРНОВА