Наверное, за всю свою историю стены Ижорских заводов не видели столько иностранных генералов и контр-адмиралов, как в минувший четверг.
Делегация из высших чинов Минобороны и дипломатических ведомств США и Норвегии прибыла, чтобы оглядеть цеха, где изготавливаются контейнеры "ТУК МБР-ВМФ", предназначенные для хранения отработанного ядерного топлива с российских ядерных подводных лодок. А также сфотографироваться на фоне уже готового и прошедшего испытания образца. Этот свежеокрашенный голубой пятиметровой высоты цилиндр изготовлен в рамках американо-норвежско-российской программы "АМЕС", финансируемой министерствами обороны трех стран.
Сто восемьдесят российских АПЛ, выведенных из эксплуатации в 90-х годах, серьезно беспокоят Запад. Ядерные реакторы на бортах лодок стоят неразгруженными, поскольку девать содержимое нашим военным некуда. Программа "АМЕС" по сотрудничеству в Арктике и предусматривает становление инфраструктуры по хранению и переработке ядерных и радиоактивных отходов ВМФ России. Создание надежных контейнеров, в которые без всякой опаски можно было бы перегрузить начинку лодочных реакторов, - одна из основных задач.
- Опытный образец прошел все необходимые испытания, - говорит главный конструктор изделия, сотрудник питерского КБ специального машиностроения Владимир Гуськов. - Он выдержал падение с 9-метровой высоты и прогревание в 1000-градусном пламени.
Российские конструкторы изготовили свое детище не из традиционной стали, а из бетона. Правда, обладающего уникальными прочностными, пластическими и радиозащитными характеристиками. Бетон-композит - ноу-хау российской оборонки - удешевил изделие более чем в пять раз. Вместо одного миллиона (столько стоит западный аналог) наш оценивается в 140 тысяч долларов США. Надежность контейнера такова, что, загруженный под "завязку", он может находиться под открытым небом более полувека, оставаясь безопасным для окружающей среды.
Впечатления членов делегации имеют для Ижорских заводов вполне материальные последствия. Военное ведомство США собирается финансировать изготовление 60 таких изделий и объявить на свой заказ тендер. Вот почему генеральный директор ОАО "Ижорские заводы" Евгений Сергеев старался дать исчерпывающие ответы на все вопросы гостей.
Несомненный козырь предприятия - большой опыт. Работы над очень похожим изделием были начаты еще в 1997 году, заказчиком тогда выступила Ленинградская атомная станция. Более того, за последние два года завод наладил технологическую линию, с которой в нынешнем году должна сойти партия в 36 аналогичных контейнеров. Таков госзаказ правительства РФ. 18 из них уже сделаны и готовятся к отправке на военно-морские базы под Мурманск и на Дальний Восток.
Похоже, гости убедились, что только опытному предприятию под силу выпустить до 2002 года 180 - 300 изделий, как это планирует программа "АМЕС". После осмотра цехов помощник заместителя министра обороны США по вопросам экологии Шерри Гудман подтвердила, что США готовы начать финансирование проекта.
Лина ЗЕРНОВА