Радиоактивная находка на железнодорожной станции Автово взбудоражила не только петербуржцев, но и жителей других российских городов. В ладных импортных контейнерах, обозначенных специальным знаком "Радиация", граждане увидели страшное предзнаменование: так же незаметно на нашей территории могут появиться эшелоны, начиненные импортным отработанным ядерным топливом...
Скупой комментарий начальника станции Автово Михаила Карамазова - мол, содержимое груза и направление его следования представляют коммерческую тайну - только подлил масла в огонь. Вот те и на, возопила общественность, законы еще не приняты, а ОЯТ уже поставляется!
Трудно сказать, каких масштабов достиг бы скандал, если б не объявился адресат - Машиностроительный завод в городе Электросталь. Наш корреспондент побывал на знаменитом подмосковном предприятии.
Вопреки технократическому названию Электросталь - уютный, утопающий в зелени городок. Раскидистые дубы, пышные ели, кусты сирени, стриженые газоны делают похожей на санаторий территорию и самого завода. Впрочем, уникальное предприятие с легендарной историей не может позволить себе затрапезный пейзаж за окнами корпусов.
Судьбу Машиностроительного завода определила близость к столице - он всегда работал на переднем крае науки. Был основан в 1917-м для выпуска авиационных бомб и снарядов. А в Великую Отечественную на его площадке смонтировали первые реактивные снаряды для знаменитых "катюш". В начале 50-х здесь взялись за изготовление ядерного топлива для первой в мире атомной станции, что строилась в Обнинске. Еще живы пенсионеры, которые помнят визит на завод Лаврентия Берии. Правда, лица его они так и не увидели - глава грозного ведомства - НКВД - прятал лицо в кашне. По-видимому, боялся вредного действия радиации.
И напрасно - как ни парадоксально, производство свежего реакторного топлива - процесс не столь вредный, как это представляется неспециалисту. Над ящиком, наполненным готовыми таблетками, которыми потом "шпигуют" топливные сборки, можно стоять безо всякой боязни. Изготовленные из прессованного порошка двуокиси урана и напоминающие миниатюрные катушки для ниток, они практически безопасны - их можно даже взять в руки. Дозиметр над ящиком показывает 200 микрорентген в час. Примерно так же фонит, к примеру, постамент памятника Суворову, что у Троицкого моста в Петербурге.
Это после реакторной "топки" ядерное топливо превращается в опаснейшее для всего живого вещество. Если бы в момент извлечения отработанной сборки в реакторном зале оказался человек, через каких-нибудь 6 секунд он получил бы смертельную дозу. Такова чудовищная сила излучения продуктов деления урана - ядерных осколков и изотопов. Причем свою активность ОЯТ сохраняет в течение многих сотен и тысяч лет. Вот почему Чернобыль человечество будет помнить еще очень долго.
Словом, с началом ядерного цикла дела в российской атомной энергетике обстоят значительно лучше.
Порошок завод получает из газа - гексафторида урана, преобразуя его в диоксид урана. Либо - прямо от поставщика. Наделавшие так много шума контейнеры как раз были заполнены готовым порошком. Его направила в Электросталь германская фирма SIEMENS, вот уже пять лет сотрудничающая с российским заводом.
Сегодня восемь реакторов германского атомного монополиста SIEMENS работают на сборках ЭЛЕМАШа.
- Как все-таки случилось недоразумение с немецкими контейнерами? - задаю вопрос начальнику дозиметрической службы Альберту Полунину.
- Из-за бесхозяйственности железной дороги, - комментирует он. - Подобные посылки по контракту с SIEMENS мы получаем вот уже в течение нескольких лет без каких-либо инцидентов. В данном же случае железнодорожники ослабили контроль.
Как потом выяснилось, Альберт Борисович сказал не все и не совсем то. Наш источник в Минатоме уточнил, что Машиностроительный завод затянул с арендными платежами Октябрьской железной дороге. А недавно сменившееся руководство правления ЖД решило надавить на предприятие, пригласив журналистов... Расчет оказался точен - Электросталь тут же забрала вагоны. Сегодня контейнеры с порошком находятся в складских помещениях завода и скоро пойдут в дело.
Аналогичная ситуация в какой-нибудь стране Запада, безо всяких сомнений, разрешилась бы точно так же. Получив германскую посылку, руководство ЭЛЕМАШа пригласило журналистов центральных СМИ, на глазах которых она была "распечатана".
Что и говорить, "разборка" атомщиков и железнодорожников изрядно всем нам потрепала нервы. Но у нее имеется один небольшой плюс: в течение нескольких дней мы ощущали себя жителями страны, открывшей зеленый коридор импортному ОЯТ. Тому самому, что смертоносно в течение сотен и тысяч лет. Может быть, это вынужденное обстоятельство помогло многим кое-что переоценить.
Лина ЗЕРНОВА