На нас наехал "трансгенный паровоз"

Наконец-то за сверкающими стеклами холодильных прилавков отечественных магазинов появилась соя. Много лет подряд многочисленные поборники здорового образа жизни ратовали за употребление в пищу белка растительного происхождения, способного избавить наши организмы от шлаков и болезней. И вот теперь, спустя несколько десятилетий, можно запросто приобрести серо-желтые бобы, соевые гуляш и котлеты, творог и молоко: бери - не хочу!

Да только ли соя радует сегодня нашего потребителя? Сколько диковинных товаров приплыли и приехали к нам из-за кордона!

Рыбопомидор или картофелеподснежник?

Нечерствеющие месяцами кексы, лапша, в которую достаточно плеснуть кипятка и наматывай себе на вилку, глянцевые, от времени только хорошеющие помидоры - наш-то начинает скучнеть и морщиниться уже через 3 - 4 дня. И прочая и прочая... Но мало кому известно, что путь соевому изобилию, равно как и изобилию всех других удивительных продуктов, проторили отнюдь не шумные кампании в СМИ, а биотехнологии.

Именно биотехнологи, которых еще называют генными инженерами, изобрели сорта растений, не боящиеся серой гнили, грибов и других вредных воздействий. Генные инженеры сумели внедриться в святая святых - генетический код растения. Например, в структуру ДНК картофеля они встроили ген... подснежника. Получился картофель, ядовитый для своего вечного врага - колорадского жука. Отведает насекомое сочной ботвы и упадет лапками кверху. Надо ли говорить, что урожайность генетически модифицированного, или ГМ-картофеля резко выросла? А с тех пор как американская фирма Монсанто вывела сою, устойчивую к пестициду раундапу, встроив в нее ген петунии, бактерии и вируса, американские фермеры собирают невиданные урожаи сои. Ведь теперь ни один процент посеянного не гибнет от сорняка, а ГМ-соя раундап переносит легко.

Нет сомнений, генная инженерия - революционно новая технология. Она позволяет устранить фундаментальные генетические барьеры не только между видами одного рода, например яблоней и грушей, но даже между животными и растениями! К примеру, один из видов прекрасно хранящихся и неотразимых ГМ-помидоров имеет в своем ДНК ген... североамериканской рыбы. Кстати, этот томат приобрел еще и устойчивость к холодам и заморозкам. Заметим, новое свойство записывается в генетическую память растения, и его обладателями становятся все дальнейшие поколения.

Старый Свет отвергает трансгены

Первыми в мире внедрением ГМ, или трансгенных, культур в сельское хозяйство начали заниматься американцы, традиционно питающие огромный интерес ко всякого рода техническим новшествам. Свои опыты их генные инженеры начали еще в начале 70-х, а с конца 80-х ГМ-еда стала потихоньку проникать на столы граждан США.

Сегодня в этой стране трансгенные культуры культивируются на более чем 70 миллионах акров земель. Фермеры выращивают ГМ-картофель, сою, томаты, рапс, свеклу, кукурузу, папайю, хлопок. Выращенное сырье идет на изготовление самого широкого ассортимента продуктов - маргаринов, соусов, кремов, шоколада, майонезов, томат-пасты, чипсов, мороженого, кондитерских изделий и т.д. К слову, быстрая приготовляемость уже упомянутой лапши объясняется просто - она изготовлена из сои.

По некоторым оценкам, 60 процентов потребляемой жителями Нового Света пищи является трансгенной. Учитывая, что у американских ученых на подходе еще несколько десятков новых культур, через 5 - 10 лет, по прогнозам биотехнологов, все продукты питания и ткани в США будут содержать генетически измененный материал.

Интерес к таким культурам продиктовала беспрецедентная экономическая выгода. Крупнейшие американские корпорации, кожей чувствующие большие деньги, взялись за раскрутку ГМ-технологий. С того самого момента научные исследования в этой области плавно перешли из академических институтов в лаборатории пищевых концернов. Известнейшими являются Monsanto, Nestle, Danone , Unilever и другие.

Любопытно, что подавляющее большинство американцев даже не догадывается, какую пищу они едят. Дело в том, что еще в 1992 году правительство США заявило, что не видит никакой разницы между сельскохозяйственными культурами, выращенными традиционно, и создаваемыми методами генной инженерии. А служба продовольствия и медикаментов США объявила об отсутствии данных, подтверждающих отличие продуктов, полученных новыми методами, от органических (то есть обычных).

У родины трансгенов уже появились последователи. Крупнейшими продавцами ГМ-питания становятся Канада, Австралия, Аргентина, Уругвай, Чили, объединившиеся в "группу Майами".

А вот страны Старого Света заняли позицию жесткой конфронтации.

В зоне эксперимента

В прошлом году в Англии прогремел скандал - видный ученый доктор Арпада Пустаи обнаружил, что генетически измененный картофель с генами подснежника и промотора - вируса капустной мозаики, вызывает заболевания молочных желез у подопытных животных. Как выяснилось, "картофель-подснежник" значительно отличается по своему химическому составу от обычной картошки и поражает жизненно важные органы и иммунную систему у питающихся им лабораторных крыс. Скорее всего причиной стал промотор, который используется практически во всех генетически модифицированных продуктах.

К сожалению, свои опыты доктор Пустаи продолжить не смог, поскольку был уволен из Роуэттовского института за передачу результатов своих исследований в прессу.

Тут же журналисты освежили в памяти читателей другой скандал более чем десятилетней давности, когда около 40 граждан США погибли от употребления пищевой добавки Л-триптофана, производимой одной из крупнейших японских химических компаний Showa Denko. Ее жертвами стали еще 5000 человек, оставшихся пожизненными инвалидами, - у них было обнаружено поражение кровеносной системы - эозинофильно-миальгический синдром. Причиной трагедии стала генетически измененная бактерия, приобретшая опасные свойства в рекомбинации с ДНК триптофана. Showa Denko пришлось выплатить пострадавшим свыше двух миллиардов долларов США в качестве компенсации.

В результате внедрения новых генов ГМ-растения могут содержать белки, ранее не входившие в рацион человека. Вспомним ту же сою фирмы Монсанто с геном петунии... Некоторые виды трансгенной сои содержат до 70 процентов незнакомых человеку белков. Ряд ученых считают, что попадание в организм человека чуждых веществ способно вызвать аллергическую реакцию.

А ведь, по данным Всемирной организации здравоохранения, четверть американских граждан подвержены аллергии. По тем же данным, 76 миллионов американцев ежегодно страдают от недоброкачественной пищи. Однако никаких ссылок на трансгенное питание ВОЗ не приводит.

Весомых доводов у противников ГМ-питания немало. К примеру, в прошлом году американские генные инженеры вывели новый вид ГМ-кукурузы. Случайно выяснилось, что растение генерирует... ампицилин. Употребление в пищу такой кукурузы способно выработать привыкание человека к антибиотику, то есть сформировать кишечную флору, не реагирующую на воздействие препаратов этой группы.

На подобные сюрпризы мы попросту обречены, если, конечно, наука решит продвигаться "трансгенным путем" и дальше. Генетики сами говорят, что, осваивая ГМ-технологии, мы вошли в зону глобального эксперимента.

Другими словами, все мы оказываемся в роли подопытных кроликов.

Мораторий на ГМ-еду?

Первыми против ГМ-еды взбунтовались британцы. Жители Туманного Альбиона выступили стойкими адептами органических продуктов питания. После нескольких лет пикетирований, битья витрин специализированных магазинов, дежурства с плакатами у "Макдоналдсов", англичане отстояли-таки свои интересы - в стране перестали продавать продукты питания, содержащие ГМ-организмы. Мало того, британцам удалось также остановить у себя производство и сельскохозяйственных продуктов из трансгенного сырья. Ряду крупнейших компаний ничего не оставалось, как покинуть британский рынок. Пожелавшие же остаться были вынуждены отказаться от использования спорных технологий. Именно так в Британии поступила восходящая звезда российского рынка фирма Nestle.

А вот французы, итальянцы, шведы и жители других стран Старого Света потребовали обязательной маркировки ГМ-продуктов. Их требования были удовлетворены не сразу - гиганты генной инженерии пытались надавить на европейского потребителя. Однако с 1 сентября 1999 года в странах ЕС введена маркировка на "трансгены".

Потребительские настроения подняли нешуточную волну - летом прошлого года министры по охране окружающей среды стран ЕС и Восточной Европы, собравшиеся в Орхусе, заговорили даже о необходимости временного моратория на внедрение ГМ-пищи - до тех пор, пока не появятся доказательства ее безвредности.

Полгода спустя в Монреале был подписан протокол по биобезопасности, регулирующий производство генетически модифицированной продукции и экспортно-импортные операции с ней. В соответствии с протоколом экспортеры трансгенных продуктов не имеют права ввоза своего товара на территорию любой страны без предварительного согласования с ее правительством.

Плывет, плывет кораблик...

В отличие от европейцев россияне плохо знают, что такое трансгенная еда. Даже в Центре контроля качества Санкт-Петербурга вашему корреспонденту сказали, что генная инженерия примерно то же самое, что селекция, которой всю жизнь занимался Иван Владимирович Мичурин, выведший множество замечательных сортов яблонь и смородины.

Неудивительно, что на разрешение Минздрава РФ, позволившего с 1 июля прошлого года ввоз на территорию России ГМ-продуктов, россияне не прореагировали никак. Для крупнейших концернов - поставщиков трансгенного товара, подобное спокойствие - бальзам на душу. В Россию пошли корабли, груженные ГМ-соей и картофелем...

Чтобы лучше закрепиться на российском рынке, корпорации делают инвестиционные вливания в отечественную промышленность. Так, компания "Нестле" стала владельцем знаменитой шоколадной фабрики "Россия" в Самаре, что уже само по себе ставит вопрос о ГМ-чистоте выпускаемой фабрикой конфет. Миллионы долларов тратит на рекламу своих йогуртов по Центральному российскому телевидению и фирма Данон, желающая приглянуться нашим любителям вкусненького...

Как уже сообщала "Смена", с 1 июля по распоряжению Главного санитарного врача РФ на всех продуктах, содержащих ГМ-компоненты, должна стоять соответствующая маркировка.

Но на конец июля ни в Центре "Тест Санкт-Петербург", ни в Центре контроля качества, ни в Комитете по потребительскому рынку, ни в Центре Госсанэпиднадзора таких маркировок на товарах не видели.

Такая же неразбериха происходит по всей стране. Недавно российские "зеленые" решили выяснить происхождение сои, которая продается в Москве. Оказалось, определить, какая партия является органической, а какая - ГМ, очень трудно. Пришлось проводить дополнительные исследования, и тогда Социально-экологический союз опубликовал цифру: не менее 60 процентов этого товара является трансгенным.

Впрочем, даже если мы воздержимся от покупки американской или канадской сои, заокеанский ГМ-продукт может подкараулить нас в каком-нибудь ярком пакетике или баночке - аппетитном соусе, томат-пасте, детском питании, пицце, мягком масле, на изготовление которого идут импортные соевые растительные жиры. Да и в чистеньком "Маке" вас накормят трансгенной картошкой. По данным того же Социально-экологического союза, мировая сеть ресторанов "Макдоналдс" работает исключительно на ГМ-картофеле. Урожай такого картофеля три раза в год снимают на Кипре.

Брать или не брать

С 1996 года в России действует закон, регулирующий деятельность в области генной инженерии. Согласно ему импортные продукты, содержащие ГМ-компоненты, должны проходить сертификацию и тесты на безопасность в российских научных институтах. И только после этого могут вводиться в широкое потребление. Тем самым ученые гарантируют их безвредность. Хотя по информации, представленной опять-таки Социально-экологическим союзом, тестов, стопроцентно гарантирующих безопасность внедрения чужеродного гена в живой организм и последующего употребления его в пищу человеком, в мире пока не существует! Именно этот фактор и породил среди европейцев "антигенноинженерные" настроения.

Забавно, но вполне возможно, что постигать азы экологической безопасности мы будем вместе с американцами. В США начала подниматься волна потребительского беспокойства. По данным опроса, проведенного биотехническим гигантом Novartis, 93 процента американцев выступают за маркировку ГМ-пищи. Причем подавляющее большинство утверждает, что будут избегать ее приобретения.

Лина ЗЕРНОВА