Петербург на БТС смотрит косо

На берегу Финского залива под Приморском началась вырубка лесов первой группы. Здесь полным ходом идет подготовка к строительству нефтеналивного порта проектной мощностью до 40 миллионов тонн.

Порт под Приморском является неотъемлемой частью проекта "Балтийской трубопроводной системы" (БТС) - гигантской трубы, по которой нефть с российского Севера планируется перегонять к Балтийскому морю, а далее - в Финляндию. Напомним, общая протяженность будущей нефтемагистрали - 2718 километров. 1885 километров (Уса - Ухта - Ярославль - Кириши) уже давно построены и благополучно эксплуатируются. Так вот, около 250 километров трубопровода, которые планируется проложить по территории Ленинградской области, плюс порт на берегу Балтики плюс ветка в финский городок Порвоо и являются той самой заветной целью, ради которой затеян суперпроект. Таким способом основной акционер "трубы" - АО "Транснефть" - планирует получить вожделенный выход на Запад.

Сегодня АО "БТС" имеет все основные разрешительные документы на строительство трубопровода, в том числе и положительное заключение на ТЭО проекта Государственной экологической экспертизы, подписанной Даниловым-Данильяном 30 декабря 1999 года. Стройку транснациональной нефтемагистрали поддерживает и президент Владимир Путин.

Но вот Санкт-Петербург на трубу смотрит косо. Это показала состоявшаяся в Национальном институте прессы пресс-конференция, организованная Ассоциацией экологических журналистов Санкт-Петербурга. Камнем преткновения стал резервный водовод. Как уже сообщала "Смена", участок сооружаемого на территории Ленобласти нефтепровода пересечет восемь рек, в том числе и Неву. Согласно проекту труба "поднырнет" под Неву и пройдет на несколько метров ниже ее дна. Мало того что она проляжет по специально построенному бетонному тоннелю, она еще будет одета в дополнительную металлическую "рубашку". Тем не менее в заключении Госэкспертизы правительству Петербурга рекомендовано подумать о сооружении резервного источника водоснабжения. Если вдруг приключится нефтеразлив, пятимиллионный город окажется в прямом смысле на сухом пайке, поскольку воду для питья он берет из Невы.

- Запасы питьевой воды в Питере составляют 32 литра на одного жителя в расчете на месяц, - говорит директор Управления по водному хозяйству ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" Ирина Дариенко. - И это все. А вообще-то наше предприятие обязано ежесуточно обеспечивать город 2,5 миллиона кубометров питьевой воды. Взять их в случае разлива нефтепродуктов будет неоткуда. "Водоканал" подсказывает и выход: необходимость построить водозаборные сооружения выше того места, где будет проходить труба, то есть у Ладожского озера. Вообще о водоводе из Ладоги речь в городе идет давно - наличие резервного источника диктуют соображения безопасности. Со строительством БТС актуальность идеи возрастает. И вот тут-то и начинается главная заминка: а где брать деньги?

- Если водовод - основное условие осуществления проекта, - говорит советник председателя Комитета экономики и индустриальной политики администрации Санкт-Петербурга Борис Усанов, - заказчик БТС должен предоставить весь объем средств. "Вешать" такую задачу на исполнительную власть города, мягко говоря, некорректно. Да и просто бессмысленно. Когда обсуждался гипотетический вопрос о переезде Думы в Таврический, стоимость переноса только одной водозаборной станции Центрального района, находящейся как раз напротив дворца, оценивалась в 500 - 600 миллионов долларов. Заметим, станция должна была переместиться всего на 15 километров. Длина же Невы - 74 километра.

- По предварительным расчетам, - продолжает Ирина Дариенко, - стоимость водовода оценивается нами приблизительно в 1 миллиард долларов США. Ни городу, ни тем более "Водоканалу" таких денег не найти. К тому же к нему необходимо подключить еще и станции водоочистки, соорудить новые донные водозаборы. Это, безусловно, должны делать нефтепромышленники. Интересы Петербурга в угоду интересам крупного нефтяного бизнеса страдать не должны. К столь резкому заявлению главного специалиста по водному хозяйству подтолкнула прошлогодняя авария танкера "Нефтерудовоз-7", в результате которой в Неву пролилось около 70 тонн мазута. До сих пор очистка питьевой воды до требуемых санитарных норм дается "Водоканалу", по словам Дариенко, "адским трудом". При этом последствия аварии будут сказываться еще не год и не два, а целых 15 лет! Таковы данные независимой экспертизы. Одним словом, нефтепродукты для водников - больное место. А вот правительство Ленинградской области придерживается иной позиции.

- Почему резервным источником считается Ладога? - недоумевает зам. начальника Департамента природопользования и экологической безопасности Ленобласти Дмитрий Диларов. - Ведь существуют еще и подземные запасы, например Гдовский горизонт, забор воды из которого окажется значительно дешевле. Не надо отягощать заказчика лишними проблемами.

Лояльность областной исполнительной власти к заказчику БТС легкообъяснима. Испытывающие бюджетный голод субъекты Федерации с большим пиететом относятся к структурам, готовым вложиться в экономику региона. А тем более к нефтяным. К примеру, только Киришский нефтеперерабатывающий комбинат наполняет бюджет области на 35 процентов доходов. Наверное, поэтому областные чиновники и не задаются вопросом, как будут обстоять дела с резервными источниками для городов и поселков, забирающими воду из оставшихся семи речек, которые также пересечет БТС. К слову, администрациям этих населенных пунктов также рекомендовано рассмотреть вопрос о резервных источниках. Что касается Гдовского горизонта, значительная доля вод его сильно засолена, чего уважаемый Дмитрий Анатольевич не может не знать. Во что же может вылиться неудовольствие руководства северной столицы политикой нефтяных магнатов? В ближайшее время шума скорее всего не будет. Пока идет формирование правительства, вновь избранному губернатору явно не до транснациональной трубы. Но, разобравшись с креслами, город, вполне возможно, выступит в защиту своих интересов. Во всяком случае финансировать водовод, по мнению собравшихся, должны владельцы будущих нефтеналивных терминалов, АО "БТС", наконец, федеральный бюджет, поскольку одним из главных лоббистов проекта, как ни крути, выступает Федерация. Другое дело, Петербургу придется некстати изменение статуса Госкомэкологии, преобразованной указом президента от 17 мая из самостоятельной структуры в подразделение Министерства природных ресурсов: ведь теперь новое ведомство может закрыть глаза на данные в конце 99-го года рекомендации - ресурсному министерству куда ближе гудящие от пульсирующих потоков нефти трубы, нежели интересы природы и населения.

Лина ЗЕРНОВА