Недавно в Управлении по охране окружающей среды Санкт-Петербурга состоялось совещание, на котором решилась наконец одна из самых болевых экологических проблем Петербурга - судьба подземной керосиновой линзы.
120 тонн чистейшего авиационного керосина находится сегодня под территорией завода им. В.Я. Климова. Завод - оборонное предприятие, на протяжении десятилетий занимающееся испытанием авиационных двигателей. Как известно, в советские времена вэпэкашный керосин на литры никто не считал - отпускали тоннами. А вот о состоянии цистерн и подземных трубопроводов заботились мало. Через микротрещины и коррозийные дыры сверхтекучая жидкость проникла в толщу грунтов, собравшись там в огромную линзу. Когда керосин вдруг пошел из-под земли (а обнаружилось это в конце 80-х), средств на ликвидацию бедствия у завода уже не оказалось.
Острота ситуации в том, что по соседству находится гордость Петербурга - Юнтоловский заказник, единственный в мире расположенный в черте пятимиллионного мегаполиса. Этот уголок чудом сохранил первозданные ландшафты, богатый животный и растительный мир, некоторые виды которого являются краснокнижными.
В одной из его частей, Лахтинском разливе - древней стоянке перелетных птиц, - гнездятся утки, кулики, гуси. В эту птичью обитель керосин попадал через речку Каменку, огибающую территорию злополучного завода. Из Лахтинского разлива нефтепродукт следовал прямиком в Финский залив. Это вызывало резкое недовольство наших западных соседей, постоянно напоминающих, что Россия вместе со всеми странами Балтийского побережья подписала Хельсинкскую конвенцию по охране моря, а потому обязана заботиться о его чистоте.
Еще в 1995 году город стал предпринимать попытки приостановки керосинового потока. "Смена" уже писала, что в районе аномалии были прорыты перехватывающие керосин канавы, колодцы, велся сбор загрязненных масс, а на воды Каменки брошены боновые заграждения, использованы специальные адсорбенты. Эти работы велись силами госпредприятия ИЦЭР. Однако все эти годы директор центра Святослав Коровицкий утверждал, что наведение косметического порядка проблем не решит, необходимо ликвидировать сам источник - керосиновую линзу.
На эту достаточно дорогостоящую работу средств как раз и не хватало. Тем более сам завод, который по логике вещей и должен был раскошелиться, "лежал на боку". И только на днях Управление по охране окружающей среды администрации решилось на непростой для себя шаг - выделить деньги из городского экологического фонда. На сегодня предоставляется 850 тысяч рублей. И это только часть.
Что немаловажно, за последние несколько лет сумели встать на ноги и окрепнуть питерские фирмы, владеющие соответствующими технологиями. Все работы планируется закончить к концу 2002 года.
Подземные линзы - не такая уж и редкость. Как правило, таковые образуются под военными аэродромами, причем не только у нас. В Японии, к примеру, под одной из американских военных баз тоже было найдено целое керосиновое озеро.
Другое дело, что с такими аномалиями в экономически развитых странах разбираются быстрее, предупреждая возможный экологический ущерб. А он способен во много раз превысить стоимость работ по ликвидации самой линзы.
Лина ЗЕРНОВА