По плечу ли Балтике интермодальный коридор

Стремление человечества жить лучше тут же сказывается на международной торговле - ее объемы растут как на дрожжах. Если в 1997 году грузоперевозки по Балтике составляли 600 миллионов тонн, то, по данным министерства Северных стран, к 2010 году они возрастут в полтора раза, достигнув трудновообразимой цифры в 1 миллиард тонн. Выдержит ли такой пресс неглубокая и ранимая Балтика?

Этот вопрос от имени правительства Санкт-Петербурга был задан членам Рабочей группы Хельсинкской комиссии, работающей в эти дни в нашем городе.

Состояние Балтийского моря волнует страны побережья уже давно. Еще в 1972 году они заключили Хельсинкскую конвенцию, цель которой - контроль и снижение техногенных нагрузок на замкнутый водоем. Ежегодно члены Рабочих групп проводят совещания, на которых анализируются итоги выполнения странами-участницами договоренностей ХЕЛКОМ.

- В последние годы наметилось улучшение состояния Балтийского моря, - говорит один из руководителей Рабочей группы Йохан Поремски, - и это несомненный итог наших общих усилий. Строительство очистных сооружений, запрет на использование опасных веществ, например, таких, как ДДТ, преобразования в сельском хозяйстве - вот лишь некоторые меры, приостановившие поступление миллионов тонн вредной грязи в Балтику.

Сегодня одной из серьезных проблем считается загрязнение Балтийского моря азотом и его соединениями. Пока ни одна страна не сумела выполнить своих обязательств перед ХЕЛКОМ по уменьшению содержания этого вещества в хозяйственных стоках. Между тем наличие азота ведет к активному росту водорослей, уменьшению содержания в воде кислорода, появлению тлетворных микроорганизмов.

Не менее болезненная тема - поступление в морскую среду полихлорвинилов, которые вымываются из несметного количества пластиковых отходов, находящихся на территориях государств побережья. Возможно, всестороннее рассмотрение данной проблемы приведет к необходимости введения запрета на производство ПВХ в странах-участницах.

Тем не менее в городской администрации считают, что ХЕЛКОМ уделяет недостаточно внимания проблемам морских перевозок. И настаивают, чтобы в поле зрения Рабочих групп были включены вопросы нефтеразливов, несанкционированных сбросов с судов, работы портовых комплексов и т.д.

По всей видимости, подобная инициатива связана с намерениями России стать интермодальным коридором между странами Запада и Азиатского континента. Такой проект, способный приносить ежегодно 15-17 миллиардов долларов, обсуждается сегодня на уровне президента страны. Ведь в случае налаживания через нашу территорию транспортного моста по переброске грузов поток судов через Балтику может возрасти уже не в полтора раза, а куда существеннее.

Как заявил Йохан Поремски, предложения правительства Санкт-Петербурга будут переданы в транспортную группу ХЕЛКОМ.

Лина ЗЕРНОВА