В начале нового тысячелетия Россия займется строительством интермодальных коридоров - современных транспортных коммуникаций. Cтрана сможет обрести новое качество - стать транспортным мостом между Востоком и Западом, Севером и Югом. Санкт-Петербург в этом грандиозном проекте займет одно из ключевых мест.
Наша беседа с заслуженным строителем РФ академиком Академии транспорта России Борисом Усановым.
- Сегодня грузы из Азии в Европу и обратно доставляются в основном морским путем. Караваны судов идут через три океана - Тихий, Индийский и Атлантический. И к примеру, на дорогу из Японии в Европу уходит 35 суток. Вот почему сегодня грузовладельцы усиленно ищут новые альтернативные пути.
- И их взгляды обращаются на Россию?
- У нашей страны в руках неоспоримый козырь: тысячи километров грузы могут преодолеть без остановок, перегрузок, таможенных барьеров, в едином правовом пространстве.
Раньше Советский Союз принципиально не допускал на свою территорию чужие транзитные потоки. Прежний политический расклад и превратил Суэцкий канал в "игольное ушко", через которое стремится проскочить солидная часть мировых перевозок.
- Осталось отремонтировать российские дороги...
- Ремонтом тут не отделаешься. Сегодня идет речь о создании самых современных интермодальных коридоров, включающих все виды транспорта - автомобильный, железнодорожный, речной, морской, воздушный, трубопроводный, через которые будут переваливаться десятки миллионов тонн транзита. Они включат в себя также склады для хранения грузов, службы сервиса, ремонта, медицинского и торгового обслуживания, охраны...
Один такой - "Восток - Запад" протянется от самых западных границ до острова Сахалин, а далее - на японские острова, другой - "Север - Юг" - от портов Санкт-Петербурга до Каспийского моря, через Иран, Индию к побережью Персидского залива. Целевая федеральная программа "Развитие международных транспортных коридоров" уже в стадии разработки, так что Россия к роли "моста" готовится вполне серьезно.
- Мы, что называется, созрели. А как мировой экспортер?
- Он руководствуется одним критерием: выгодно - невыгодно. Судите сами, если из индийского порта Дубаи везти грузы в Хельсинки, то путь через Суэцкий канал окажется в три раза длиннее, чем если контейнеры подвезти до Каспия, переправить морем на железнодорожных паромах, а затем по железной дороге доставить до портов Северо-Запада. При этом на каждом контейнере поставщик сэкономит до 500 долларов. На 8 - 10 дней быстрее доберутся до адресата и грузы, отправленные по Транссибу из Японии, Китая и стран Юго-Восточной Азии в Европу.
- Как известно, Европу пересекают 9 интермодальных коридоров, причем 3 из них заходят на территорию бывшего СССР.
- Совершенно верно. Коридор N1 доходит до Калининграда, N 2 - из Берлина через Варшаву и Минск достигает Москвы и N 9 - из Финляндии (трасса Е-18 "Скандинавия") через Санкт-Петербург, Великий Новгород, Тверь и Москву двумя ответвлениями сворачивает к украинской и белорусской границам.
Конечно, в современном смысле транспортными коридорами их можно назвать условно. Во-первых, из-за отсутствия необходимой инфраструктуры, во-вторых, по причине ограниченной длины. Но именно они станут основой будущих проектов.
Три года назад Россия заявила о необходимости продлить 9-й коридор до Каспийского и Черного морей. На II Евро-Азиатской конференции, состоявшейся в Санкт-Петербурге в минувшем сентябре, эту инициативу Россия, Индия и Иран закрепили специальным договором. Этот коридор и получил название "Север - Юг". В ходе конференции к договору присоединились Оман и Казахстан.
- И сколько Россия заработает на транзите?
- При загрузке обоих - "Север - Юг" и "Восток - Запад" (намерения по созданию второго также закреплены специальным протоколом, который подписали Германия, Польша, Россия и Белоруссия) - до 18 миллиардов долларов в год. Это несколько нынешних российских бюджетов!
- Какова же стоимость "мостов"?
- Точно сказать пока невозможно. Тем более что основа уже существует, как, например, Транссиб, Октябрьская железная дорога... Хотя многое придется строить с нуля - новые портовые комплексы, автомобильные объезды крупных населенных пунктов, логистическое обеспечение.
Сегодня имеется одна определенная цифра: чтобы стать полноценным узлом интермодального коридора "Север - Юг" Санкт-Петербургу необходимо два миллиарда долларов.
- У Санкт-Петербурга как балтийского порта наверняка положение особое...
- Он открывает 9-й коридор "Север - Юг" на российском пространстве. Питерский транспортный комплекс - это 16 тысяч автотранспортных предприятий, более 500 компаний, работающих в области морского бизнеса, 150 компаний - в области речного, около 60 специализирующихся в авиационных перевозках, трубопроводные компании. Процент акционирования достигает 96 процентов, то есть почти весь транспорт частный. И в центре грузопотоков - Большой порт Санкт-Петербург.
- Самый процветающий порт на Балтике?
- Это правда. Однако процесс роста может остановиться, если мы не будем развивать сеть автомобильных и железнодорожных вводов в него. Так, для того чтобы подъехать к комплексам старой части порта, надо реконструировать железнодорожную станцию Автово, построить южную часть западного скоростного диаметра, которая соединит старую часть Большого порта с кольцевой дорогой, достроить комплекс защитных сооружений, дабы получить-таки кольцо, а также усовершенствовать дорожно-транспортную сеть самого Петербурга.
- Где же взять два миллиарда?
- Привлекать инвесторов, компании, заинтересованные в сокращении транспортных потоков.
Страны Балтии зарабатывают на транзите до 30 процентов доходной части бюджетов. А у нас в Питере транспортная составляющая в городском бюджете достигает всего 12 - 13 процентов. И это при уникальном расположении Санкт-Петербурга, являющегося транспортными воротами страны.
Самое обидное - около двух миллиардов ежегодно мы теряем на перевалке российских грузов в портах соседних государств - Балтии, Украины, Финляндии.
- Что даст городу коридор "Север - Юг"?
- По самым грубым оценкам, больше миллиарда долларов. Сегодня транспортная составляющая в импортных товарах достигает 54 процентов. Если из-за отлаженной системы логистики она уменьшится хотя бы на 30 процентов, это будет первым "приварком" для жителей Балтийского побережья.
- Идея создания в России транспортного "моста" - это идея Путина?
- В нынешнем году президент провел целую серию переговоров. Так, в Японии он обсуждал вопрос о строительстве тоннелей на острова Сахалин и Хоккайдо. Как только они будут введены, возникнет прямая, по которой через Транссиб уже можно будет начинать доставку оттуда грузов в Европу. В Корее вел речь о соединении железных дорог Северной и Южной Кореи с железными дорогами России. Во время визита в Индию второй по значимости была опять же тема интермодального коридора "Север - Юг".
Отстаивая идею транспортных коридоров, страна меняет курс. Появилась надежда, что она пытается уйти от колониальной концепции торговли исключительно природными ресурсами. Торгуя только лишь сырьем, экономику можно загнать в окончательный тупик.
А вот транспортными услугами зарабатывает весь цивилизованный мир. По оценкам экспертов, к 2010 году Россия может переключить на себя основную долю евро-азиатских международных грузопотоков. И если на этот раз получится, транспортный "локомотив" может вытащить за собой экономику многих российских регионов. Мы на самом деле нашли коридор к процветанию.
Беседовала Лина ЗЕРНОВА