У автомобиля в плену

Году этак в 93-м один перебравшийся в Питер американец рассказывал мне, что сбежал из Америки от автомобиля. Эти "друзья на колесах" заполонили все свободные уголки на улицах и площадях американских городов, забили пробками автострады, отравили воздух выхлопами. "Вы в России имеете огромное преимущество, - рассуждал Джон, - у вас есть возможность учесть наши ошибки, чтобы не оказаться в плену у автомобиля".

Кто бы мог подумать, что всего через несколько лет с нами произойдет то же самое. Теперь в центральной части города парковок - невпроворот. Пробки, даже на широком Невском, - привычное дело. А уж о воздухе и говорить не приходится - порой создается впечатление, что дышишь песчано-бензиновой смесью. По концентрированности выхлопов мы не только догнали, но и обогнали Америку. Короче, ошибок не учли.

Сейчас, с наступлением тепла, когда владельцы массово выводят из гаражей свои автомобили, самое время поговорить об одной из самых больных проблем Петербурга - автотранспорте. Наш корреспондент беседует с начальником Управления по охране окружающей среды администрации Санкт-Петербурга Дмитрием Голубевым.

- Как известно, транспортные потоки являются самыми мощными загрязнителями атмосферы Петербурга. Они уже давно "переплюнули" заводские трубы вместе с трубами крупных ТЭЦ.

- Учитывая промышленный спад и растущий как на дрожжах парк автомобилей, это неудивительно. Например, если в прошлом году промышленность выбросила в атмосферу города около 60 тысяч тонн загрязняющих веществ, то транспорт - более 201 тысячи тонн. И подобная статистика держится последние несколько лет. По официальным данным, вклад транспорта в насыщение воздуха вредными примесями составляет свыше 70 процентов.

Это объясняется беспрецедентным темпом роста количества автомобилей. Только за минувший год их число возросло на целых 300 тысяч! И главным образом за счет частных владельцев. Если к этому прибавить транзит, то можно считать, что по улицам нашего города раскатывает более полутора миллионов автомобилей.

- И это все мы ощущаем. Особенно жаль малышей в колясках, которых мамы вывозят подышать "свежим воздухом".

- Вдоль оживленных магистралей воздух действительно загазован. И особенно на высоте до полутора метров - именно на эту отметку поднимаются тяжелые токсичные фракции. Вот почему самый сильный удар получают маленькие дети.

Вообще-то в автомобильном выхлопе содержится более 300 токсичных веществ, в том числе свинец, толуол, фенол, диоксины. Поэтому мамам с колясками лучше держаться подальше от оживленных дорог. Но в наибольшем количестве в выхлопах присутствуют двуокись серы, окиси углерода и азота, летучие органические соединения. По этим составляющим и ведется постоянный контроль за состоянием атмосферы города. Наиболее загрязненными считаются Василеостровский, Калининский, Центральный и Колпинский районы.

- Недавно на глаза попалась мрачная статистика заболеваемости маленьких петербуржцев. Только за пять лет - с 1992 по 1997 год - рост бронхиальной астмы составил около 20 процентов, болезней эндокринной системы - 15 процентов, онкологических заболеваний - 67 процентов. Виноват в этом не только автомобиль. Однако роль транспорта здесь далеко не последняя. Но ведь число автомобилей будет расти... Какой же выход? Урезать транспортные потоки? Ограничить передвижение автотранспорта по определенным часам и по конкретным улицам?

- Из опыта прошлых лет все мы уже поняли, что запретительные меры - пустой звук. Тем более в столь деликатном вопросе. Здесь нужна целая система отлаженных действий.

Например, одним из направлений может стать более широкое использование общественного транспорта. Если автобусы и трамваи начнут ходить бесперебойно, многие предпочтут общественный транспорт личному. И тысячи машин останутся на приколе.

- Но, кажется, самые густые шлейфы остаются за маршрутными "Икарусами", какой уж тут чистый воздух...

- Вы правы, состояние нынешнего парка иначе как плачевным не назовешь. Однако город планирует его обновить. Только в прошлом году было закуплено 200 новых автобусов, отвечающих европейским нормам. Кроме того, к перевозкам пассажиров приступили тысячи новеньких микроавтобусов. К 2007 году автобусный парк планируется полностью обновить, а это существенно уменьшит выбросы.

Однако наиболее экологичным транспортом являются все-таки трамваи и троллейбусы. В прошлом году Петербург приобрел 15 новых троллейбусов и 9 бесшумных трамваев. Это направление будет продолжено.

- Судя по тому, как освобождаются от рельсов улицы Петербурга, невольно делаешь вывод, что город собирается с трамваями покончить...

- Рельсовые пути убираются в основном с нешироких улиц исторической части города, там, где трамваи создают пробки, а следовательно, способствуют повышенной загазованности. Однако в новых районах трамвайные и троллейбусные линии, наоборот, появляются. Так что прощание с трамваем, как об этом написали многие газеты, отменяется.

Двигатель автомобиля выбрасывает наибольшее количество вредных веществ в режиме "ход - остановка". И наименьшее - при движении с крейсерской скоростью. Вот почему в крупнейших городах мира строятся развязки, подземные пешеходные переходы, скоростные автострады без светофоров.

Эта тенденция налицо и в Петербурге. В скоростной автобан с введением Ушаковской развязки окончательно превратилась набережная правого берега Невы. По ней автомобиль пролетает город за каких-нибудь полчаса. Только одна эта магистраль избавила нас от выбросов в атмосферу города сотен тонн токсичных веществ в год. Аналогичная магистраль скоро проляжет и по левому берегу Невы. Она протянется от набережной Робеспьера до проспекта Обуховской Обороны. Воздух в городе станет еще чище. Кстати, в прошлом году были построены 6 подземных переходов. Понятно, что их нужно в десять раз больше, но возможности бюджета ограниченны.

Настоящее облегчение петербуржцы почувствуют с вводом кольцевой автодороги (КАД), когда вокруг города замкнется кольцо, по которому пойдет весь транзит, да и часть городского транспорта.

Водители предпочтут объехать Питер по кольцевой, нежели терять время в городских пробках. Мы ожидаем, что с введением КАД качество атмосферы улучшится в полтора раза.

Это будет грандиозное сооружение. 4 - 6 - полосный автобан, протяженностью почти в 130 километров, с расчетной скоростью движения 120 километров в час и пропускной способностью 80 тысяч автомобилей в сутки на километр.

Первый участок КАД - от Выборгского шоссе до станции Горская, - на котором работы уже начаты, должен быть введен уже в июле нынешнего года. А само восточное полукольцо, протяженностью 56 км, должно быть открыто к 27 мая 2003 года - 300-летию Петербурга. Полностью же магистраль заработает в 2005 году.

- Уже известно, что жители домов, близ которых проляжет КАД, выступают против строительства. То есть ваше управление оказалось между двух огней: с одной стороны, нужно спасать задыхающийся от смога Петербург, с другой - закон требует учитывать мнение населения.

- Да, это очень сложная ситуация, которую мы сейчас пытаемся разрешить. Но то, что задыхающийся город надо спасать, - факт.

По данным санитарных врачей, в 12 районах города каждый второй житель испытывает на себе негативное воздействие загрязненного воздуха.

Сегодня совместно с ГУ "Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга" мы разрабатываем весьма перспективный проект. Планируется, что данные о состоянии воздуха, фиксируемые системой автоматизированного контроля, будут поступать в службу дорожного движения, а та, учитывая данные о наиболее загазованных улицах и микрорайонах, будет регулировать транспортные потоки.

Похоже на сюжет из фантастического фильма, тем не менее до внедрения проекта осталось не так и много.

- Вообще говоря, автомобиль из друга человека прямо на глазах превращается в его первого врага. Так, в США подсчитали, что 125 тысяч американцев рискуют заболеть раком легких только из-за дизельных выхлопов грузовиков. Так что теперь я хорошо понимаю своего приятеля Джона...

- И все-таки пока мы находимся в привилегированном положении по сравнению с США. Автомобилей у нас на порядок меньше, но мы уже осознали ту опасность, что несет "друг на колесах". И город намерен сделать все, чтобы он не превратился во врага.

Беседовала Лина ЗЕРНОВА