- Уйдите же, уйдите! - пропело из распахнутого окна женское сопрано. - Срываете репетицию, ну? - уже недовольно проговорил тот же голос, и окно захлопнулось.
- Наша техника нравится далеко не всем, - говорит директор государственного унитарного предприятия "Судостроительный завод "Спецтранс" Владимир Пархоменко. - Действительно, шумит. Но если бы не мы, то еще немного - и окно на канал местным жителям открывать и не захотелось бы: канал на грани загнивания.
С Владимиром Васильевичем - самым главным в городе специалистом по "дноочистительной" технике - находимся на набережной Крюкова канала. Рядом внизу громыхает земмашина, извлекающая на свет божий то, что накопилось под толщей воды за последний десяток лет. К ней одна за другой подходят шаланды. Наполняясь под завязку, они отползают обратно, уходя на разгрузку.
Земснаряд движется медленно, проползая за час всего 5 - 6 метров. Именно поэтому жители ближайших домов обречены на временные мучения - шум за окном.
Судостроительный завод "Спецтранса" изготавливает все суда, работающие на очистке водных артерий города. С его стапелей сошли земснаряды, работающие сегодня на Крюковом и Обводном каналах, более двух десятков грунтоотвозных шаланд, строятся и малогабаритные одночерпаковые земснаряды, а также универсальная машина для камышекошения.
Мощному земснаряду запрещено приближаться ближе чем на 2 - 4 метра к вертикальной стенке набережной. В этой зоне располагаются забитые в землю еще при Петре I дубовые сваи. А у стенок, построенных в более поздние времена, - сваи железобетонные. Стоит их потревожить, как наши тротуары поползут вниз. Для чистки этих зон и предназначаются агрегаты-малышки. С их помощью наконец можно будет навести порядок в самых узких артериях - Лебяжьей канавке, Адмиралтейском, Безымянном каналах...
Нет, без специального флота нашей Северной Венеции попросту не обойтись. Воды Невы несут в себе сотни тысяч тонн песка, осадочных пород в год. Это выносится водой в нижнее течение, откладываясь в притоках. Поэтому с каждым годом они мелеют на целый дециметр!
Тенденция была замечена еще нашими предками, которые вовсю использовали водотоки города на свои нужды. По ним доставляли товары к складам и магазинам, сырье - к фабрикам и заводам, подвозили строительные материалы для постройки дворцов и домов. Деревянные баржи - каюки - имели осадку до 2,5 метра, поэтому очистка дна стала делом первостепенной важности. Еще в 1705 году царь Петр построил три первые "чистительные машины". Ими "можно было всякую мелочь и песчаную подошву до 20 пядей (18 см. - Авт.) вынуть и судами отвезти, чтобы свободно те места пройти". Правда, дивная техника была сооружена в Воронеже и чистила Волгу.
А в столице это делали вручную. Мастерили ручные черпаки, лопаты. Потом придумали прикреплять их к вороту, что устанавливался на лодку или плот. А еще через несколько лет стали применять волокуши - каменные плиты или тяжелые связки цепей, которые разрушали песчаные образования - шалыги, если их протаскивали несколько раз по одному и тому же месту.
Любопытно, что дноуглубительная техника направлялась не в столицу, а на самые напряженные в плане судоходства регионы империи - на Волгу, Оку. Впервые механические землечерпалки в Петербурге появились только в 1871 году. А поставленный в 1897-м голландский земснаряд оказался столь крепким и надежным, что проработал аж до 1996 года! Жаль только, что машину быстренько разрезали и сдали в металлолом. Какой музейный экспонат потерял город!
Судостроительный завод "Спец-
транс", кстати, пошел дальше - решил построить камышекосилку, которая возьмется не только за заросли камыша, но и будет сражаться с подводными плантациями. Ведь на редкость теплым и солнечным позапрошлым летом их в реках и каналах стало столько, что пришлось выкашивать... косами. Самыми обыкновенным косами, только с удлиненными ручками. Косари при этом находились на палубах шаланд. Выглядело, конечно, забавно, но что было делать, когда водяная трава встала сплошной стеной.
Прибавляют грязи и сами горожане, сбрасывающие в воду мыслимый и немыслимый мусор. Кидают пищевые отходы, бытовой хлам, детские коляски, холодильники и даже... автомобили.
Впрочем, мусорили, хотя и не в таких масштабах, всегда. Еще в 1735 году было обнародовано высочайшее повеление Анны Иоанновны, запрещавшее бросать мусор в реку Мойку, буквально на глазах превратившуюся "в зловонную сточную канаву". Запах и вид пузырящейся воды привел весь двор в ужас. (Мойку, кстати говоря, тогда очистили.)
Расцвет в деле чистки рек и каналов пришелся на советский период. Невероятно, но к концу 80-х численность судов флота-"санитара" перевалила за 220 единиц! Вся эта армада из 6 землечерпательных и 3 землесосных караванов, 4 топлякоподъемных агрегатов, 10 катеров для сборки мусора и 6 универсальных сборщиков плавающего хлама ежедневно трудилась на городской акватории, очищая ее, углубляя дно. Вот на чем зиждились красота и величие рек и каналов Ленинграда.
За пять мирных постперестроечных лет флот-"санитар" чуть было не канул в Лету. Поскольку в первой половине 90-х город прекратил чистить вообще реки и каналы. Вычерпанную со дна городской акватории грязь вывозили в Финский залив, где неподалеку от Кронштадта, за Толбухинским маяком, образовались гигантские подводные свалки.
Тут возмутились финны. Ведь Россия подписала Хельсинкскую конвенцию, обязавшись сохранять морскую акваторию в чистоте. Как можно столь грубо нарушать договоренности? Ответить Петербургу было нечем. Вот и пошли на самое простое - прекращение чистки водотоков.
В который раз Питеру на помощь пришла крохотная Голландия. Правительство страны, до сих пор почитающей русского царя-реформатора словно живого, предложило начать совместный проект по очистке рек и каналов. Оказав при этом частичное финансирование.
Сейчас российско-голландский проект закончен. Уже два года питерские службы самостоятельно вычищают подводные авгиевы конюшни. Вот почему сегодня с раннего утра до позднего вечера шумно работают земснаряды.
Лина ЗЕРНОВА