Землечерпалки от Анны Иоанновны

Со стапелей "Судоремонтно-судостроительного завода "Спецтранс" вчера сошли на воду три грунтоотвозные шаланды. Это значит, что очистка рек и каналов города нынешним летом пойдет еще более оживленно.

Гордость и украшение Петербурга - реки и каналы являются одновременно и предметом его постоянной заботы. Дело в том, что водотоки зарастают водорослями, заиливаются и, увы, захламляются мусором. Естественные наслоения, по оценкам специалистов, достигают 6 - 12 сантиметров в год. Поэтому без очистки водных артерий большому городу никак не обойтись. Мало того что через десяток-другой лет по ним не пройдет и легкий катер, они еще и превратятся в грязные, опасные для горожан отстойники.

На страже красоты и здоровья питерских голубых магистралей стоят три землечерпательных каравана, с утра до вечера выбирающие донные отложения. В состав каждого входят землечерпательная машина, до десятка юрких шаланд, транспортирующих поднятый грунт, два топляко-подъемных агрегата и станция по перегрузке загрязненного грунта.

...Медленно, словно огромные улиты, передвигаются по руслу рек и каналов землечерпательные машины, выбирающие иловые отложения. Их задача - добраться до естественного дна, не повредив при этом многочисленных сетей, проходящих по дну рек, а также не нарушив подпорных стенок набережных. Весь "улов" перегружается в шаланды, доставляющие ил на специальную площадку ТЭЦ-14. Эта работа требует особой тщательности, поэтому на очистку, к примеру, Фонтанки ушло два навигационных сезона, второе лето будет чиститься и Обводный канал.

Любопытно, что наведением порядка в своих водных артериях Петербург начал заниматься еще в XVIII веке, со времен правления Анны Иоанновны. Императрица была разгневана видом Мойки, неожиданно превратившейся в зловонную сточную канаву. После высочайшего указа речку чистили с плотов и лодок вручную, используя обычные черпаки. Но к работе отнеслись ревностно - уже скоро вода в Мойке вновь стала прозрачной, а гнилостный запах исчез.

А в июне 1876 года на Петровском острове появились мастерские шлюпочной конторы, ставшей основой городской дноуглубительной службы. Именно ее преемником и является "Судоремонтно-судостроительный завод "Спецтранс" - единственное сегодня в городе предприятие, изготавливающее дноуглубляющую технику. Так что именно в эти дни заводу исполняется 125 лет. Это с его стапелей сошли два земснаряда, работающие сегодня на Крюковом и Обводном каналах, 12 грунтоотвозных шаланд, к которым уже присоединились и три новенькие, а также еще шесть восстановленных суденышек.

Пополнение землечерпательного каравана - явление отрадное. Ведь с 1991 по 1997 год работы по очистке водных артерий города по ряду причин не велись. А почти весь дноуглубительный флот из-за отсутствия финансирования устарел и был списан. Именно в эти годы он понес колоссальные потери - с 208 единиц сократился до 26.

Вот уже несколько лет его возрождением занимается Управление по охране окружающей среды администрации Санкт-Петербурга. Средства на эти цели выделяются из городского экологического фонда. Так что три новые шаланды - это немало.

По некоторым оценкам, сегодня в водных артериях города - Большой, Средней и Малой Невках, Мойке, Фонтанке, Смоленке, Пряжке, Обводном и Крюковом каналах и других - скопилось до 10,8 миллиона кубических метров иловых отложений. И весь "культурный слой" непременно нужно будет убрать к 2003 году - свой юбилей Санкт-Петербург намерен встретить с прозрачными реками и каналами.

Лина ЗЕРНОВА